История поезда Сапсан

01Поезд «Сапсан» или «VelaroRus» совсем недавно появился на российских железных дорогах, однако уже смог завоевать доверие пассажиров. Этот высокоскоростной железнодорожный состав, сконструированный крупнейшим немецким машиностроительным и электротехническим концерном «Сименс», сделан специально для России и несколько отличается от своих европейских аналогов. Основные новшества, которые внесли конструкторы в эту модель – большие вагоны (почти на 30 см! шире стандартных) и высокая морозоустойчивость (выдерживает до – 50 градусов С).

Своё хищное «птичье» название поезд получил, благодаря огромной скорости движения, в которой он схож с самым быстрым существом на земле соколом-сапсаном. Во время пути этот пассажирский состав развивает скорость от 250 км/час до 350 км/час, чем он очень напоминает «настоящего сокола» (таково по латыни название Сапсана — Falco peregrinus), который может кинуться на добычу со скоростью 322 км/час или 90 м/сек.

В декабре 2009 года в России был запущен первый высокоскоростной поезд москва питер сапсан. Чуть более чем через полгода 30 июля 2010 было налажено движение Москва – Нижний Новгород – Москва. Сейчас существует и третий маршрут: Санкт-Петербург – Нижний Новгород, транзитом проходящий через Курский вокзал столицы.
Хронология событий

20 июля 2007 г. — в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.

24 сентября 2008 г. — созданный для России немецкой компанией Siemens скоростной поезд «Сапсан» представлен на Международной транспортной выставке в Берлине.

13 ноября 2008 г. состав погружен в порту Мукран (Германия) на паром «Vilnius» и 14 ноября прибыл в российский порт Балтийск, 20 ноября паром с поездом прибыл в порт Усть-Луга, откуда он транспортирован по железной дороге в моторвагонное депо «Санкт-Петербург-Московское» (ТЧ-10) Октябрьской железной дороги.

26 декабря 2008 г. — в Санкт-Петербурге прошло представление первого электропоезда «Сапсан» производства немецкой компании Siemens.

28 февраля 2009 г. — первый выход на линию по маршруту от станции Любань до станции Металлострой со скоростью до 140 км/ч.

15 марта 2009 г. — первый пробный прогон поезда «Сапсан» по маршруту Санкт-Петербург — Москва, скорость до 180 км/ч.

2 мая 2009 г. — в ходе испытаний на участке Окуловка — Мстинский мост Октябрьской железной дороги он развил скорость 281 км/ч.

7 мая 2009 г. — «Сапсан» в ходе предэксплуатационных испытаний на линии Москва — Санкт-Петербург развил рекордную (для России, на тот момент) скорость 290 км/ч.

30 июля 2009 г. — «Сапсан» совершил первую полную демонстрационную поездку из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе демонстрационной поездки поезд сделал только одну остановку — на станции Любань.

В начале сентября 2009 г. один из поездов «Сапсан» принял участие в выставке «EXPO 1520» в Щербинке.

В конце сентября 2009 г. стало известно, что эксплуатация поезда с пассажирами начнётся 18 декабря 2009 г. Стало известно расписание поездов.

14 ноября 2009 г. — президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что поезда «Сапсан» начнут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом с 11 декабря 2009 г.

20 ноября 2009 г. — началась продажа билетов на рейсы Москва — Санкт-Петербург поезда «Сапсан» (первый отправился из Москвы 17 декабря 2009 г.).

В ночь с 27 на 28 ноября 2009 г. — «Сапсан» доставил бригаду спасателей к месту крушения поезда «Невский экспресс» и эвакуировал пострадавших пассажиров.

14 декабря поезд «Сапсан» получил сертификат соответствия нормам безопасности Российской Федерации.

17 декабря 2009 г. в 19:00 поезд отправился в свой первый коммерческий рейс из Москвы в Санкт-Петербург, куда прибыл в 22:45.

18 декабря началось регулярное движение поезда между Москвой и Санкт-Петербургом по расписанию (3 пары в сутки: утром, днём и вечером). С этого же дня было изменено расписание поездов на Главном ходу Октябрьской железной дороги и ликвидирован поезд 23/24 и ряд электропоездов пригородного сообщения.

21 декабря первое опоздание «Сапсана» в коммерческой эксплуатации на 42 минуты — из-за отказа двух конденсаторов во втором вагоне.

25 декабря на станции Балтийск состоялась выгрузка восьмого поезда «Сапсан», доставленного из Германии железнодорожным паромом «Вильнюс». На 30 декабря, после прохождения таможенного оформления, была запланирована погрузка на железнодорожный паром «Балтийск» и отправка в порт Усть-Луга.

В декабре завершались испытания поезда на Горьковской железной дороге. В 2009 г. для «Сапсана» были проведены испытания на двух специализированных испытательных полигонах: на станции Щербинка Московской железной дороги и станции Белореченская Северо-Кавказской железной дороги, а также на действующих участках Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской и Горьковской железных дорог. В ходе испытаний проверялись в том числе воздействие на путь и сцепляемость.

18 января 2010 г. стало известно, что у поезда «Сапсан» возникли проблемы с колёсными парами — за 40 тыс. км пробега в них возникли выщербины глубиной 6 мм.

26 января 2010 г. поезд «Сапсан» перевез стотысячного пассажира.

2 февраля 2010 г. ОАО «РЖД» остановило продажи билетов на «Сапсан» с 13 марта 2010 г. ОАО «РЖД» официально заявило, что это было связано с внесением изменений в график курсирования, и опровергло информацию о технических проблемах в эксплуатации поездов.

3 февраля 2010 г. продажа билетов на «Сапсан» была полностью возобновлена.

8 февраля стало известно, что ОАО «РЖД» были вынуждены признать факт повышенного износа колёсных пар на «Сапсанах» и заявили, что прорабатывается вопрос замены колёс на более износостойкие.

10 февраля 2010 г. ОАО «РЖД» объявили о планах по запуску до июля того же года ещё двух поездов «Сапсан» на направлении Москва — Санкт-Петербург.

11 февраля 2010 г. ОАО «РЖД» засекретили исследования причин повышенного износа колёсных пар «Сапсана».

4 марта 2010 г. стал известен новый график курсирования поездов, вводимый с 5 апреля 2010 г. В соответствии с ним оборот «Сапсанов» увеличен до 5 пар в сутки, а время в пути теперь варьирует от 3:55 до 4:45.

20 апреля 2010 г. у поезда «Сапсан» появился свой блог. Новость попала в топ-10 главных событий дня российской блогосферы.

15 июня 2010 г. ОАО «РЖД» объявило о запуске аккаунта в Twitter, полностью посвященного «Сапсану».

23 июня 2010 г. ОАО «РЖД» ввело услугу по доставке малогабаритных отправлений поездом «Сапсан». К отправке принимаются документы и любая другая информация на бумажных носителях. Оформление и прием бандеролей осуществляется на Ленинградском вокзале в Москве, Московском вокзале в Санкт-Петербурге и на вокзале Твери. Стоимость отправления — от 350 рублей.

29 июня глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал поручение проработать вариант возмещения пассажиру до 100% стоимости билета на «Сапсан» в случае опоздания скоростного поезда на 30 минут.

23 июля 2010 г. польский журналист Анджей Заух, задержанный при попытке сфотографировать высокоскоростной электропоезд «Сапсан» на станции Леонтьево Тверской области, не имел специального разрешения на съёмку от РЖД. В милиции ему заявили, что «Сапсан» — это режимный объект.

30 июля 2010 г. состоялся первый рейс по маршруту Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург. На торжественное мероприятие прибыло все руководство ОАО «РЖД» во главе с Владимиром Якуниным.

16 августа 2010 г. «Сапсан» перевез миллионного пассажира. Им стал житель Твери, который купил билет на поезд № 153 сообщением Москва — Санкт-Петербург с остановкой в Твери.

2 сентября 2010 г. появилась информация о планах пуска «Сапсана» до Киева, а в перспективе до Харькова и Симферополя.

6 сентября 2010 г. запущен второй утренний рейс «Сапсана» из Москвы в Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода и Москвы два состава будут отправляться одновременно утром в 06:45.

27 декабря 2010 г. Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун заявил, что время движения поезда «Сапсан» на отрезке Москва — Нижний Новгород можно уменьшить, но это обойдется в 6 млрд рублей.

В феврале 2011 г. глава Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт заявил о планах запуска поезда «Сапсан» на направлении Красноярск-Новосибирск-Омск.

В апреле 2011 г. глава Куйбышевской железной дороги сообщил, маршрут скоростного поезда из Москвы в Самару уже на этапе утверждения. Согласно подсчетам экспертной группы, поезд Сапсан сообщением Москва — Самара будет идти 8 часов.

Апрель 2011 г. Руководитель РЖД Владимир Якунин заявил о планах по налаживанию российского производства поездов Ласточка (Desiro). При этом он отметил, что поезд Сапсан в России производиться не будет, так как он не видит смысла в локализации производства поездов, потребность в которых ограничена.

26 апреля 2011 г. Министерство инфраструктуры Украины предложило РЖД пустить поезд Сапсан на направлении Москва — Киев — Москва. По оценкам украинских экспертов длина железнодорожных путей составит 830 километров. Пилотное название проекта — Славутич-Сапсан.

29 мая 2011 г. поезд № 163 «Сапсан» сообщением Санкт-Петербург — Москва перевез трехмиллионного пассажира.
Подробнее: http://www.sapsan-bilet.ru/istorija_poezda_sapsan.html