10 самых интересных причин посетить Нижний Новгород

01Но если вы опасаетесь, что речь сейчас пойдет об общеизвестных и потому скучных фактах – не бойтесь. Сведения о годе основания, количестве башен Нижегородского Кремля и прочие условности, ставшие символами Города-на-Стрелке в качестве пережитка туристических буклетов, уже давным-давно не нуждаются в муссировании – они общедоступны.

Интернеты при поисковом запросе «достопримечательности Нижнего Новгорода» пестрят именно этими сведениями (разделяют пальму первенства расписания нижний новгород).

Так что мы побалуем вас редкими (и не очень), но интересными фактами о Нижнем Новгороде. Как известно, всяк сверчок хвалит свой, скажем прямо, шесток, а мы хвалим город на слиянии Оки и Волги – наш самый нижний Нижний.

Итак, 10 самых интересных фактов о Нижнем: в чем он, недавно утративший звание Третьей столицы, всё же превосходит все остальные мегаполисы вместе взятые.

Нижний Новгород самый-самый, потому что у нас:

Самый неприступный Кремль

Самый большой цирк

Самая длинная канатная дорога

Самая высокая Волжская набережная

Самая длинная лестница

Самый современный планетарий

Самая большая станция метро

Самый первый трамвай

Самый длинный трамплин

Самый первый университет

Самый неприступный Кремль

Помимо всех своих безусловных исторических и эстетических достоинств, наш Кремль известен ещё и тем, что был первой на Руси крепостью, построенной с учетом нужд артиллерии, а также тем, что ни разу за всю историю не был взят.

Сколько бы раз его ни осаждали ногайцы и ордынцы, нижегородский Кремль оставался всё таким же неприступным. Чего стоит хотя бы одна эта история о коромысловой Башне… Впрочем, это не из этой статьи. А вот из этой: легенды Нижнего Новгорода.

Первоначально, в XIII веке, Нижегородский Кремль был деревянным, после перестройки – белокаменным, и только столетия спустя стал краснокирпичным. Во время Великой Отечественной войны на 4 башнях нашего кремля даже были установлены пулеметы.

Всего же нижегородский Кремль насчитывал 13 башен, одна из которых, Ивановская, была разрушена и сейчас реставрируется. Общая протяженность крепостной стены – более 2 километров, из которых лишь четверть открыта для посещения. Однако четверть, надо сказать, самая удачная: с видом на Старый Нижний и Стрелку.

Ныне Кремль, как историко-архитектурный объект большой ценности, является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Как добраться:

До площади Минина и Пожарского любым видом транспорта. Вход на стену находится в Кладовой башне (слева от центральной Дмитриевской, если смотреть с площади Минина и Пожарского).

фото кремль
Самый большой цирк

История нижегородского цирка уходит корнями… Не так далеко, чтобы вы успели заскучать. Построенный ещё в 1883 году цирк братьев Никитиных в 1984 отметил 100-летие со дня открытия. И тут же закрылся. На реставрацию. Мстислав Запашный тогда ещё сказал свое пророческое «Мы скоро откроемся!» И цирк действительно открылся. В 2007 году.

Хотя, возможно, именно такой двадцатилетний перерыв и сыграл решающую роль в том, каким Нижний увидел свой новый цирк: теперь это самый крупный цирковой комплекс Европы.

2118 зрительных мест, свет и звук, соответствующие всем мировым стандартам, оборудование для лазерной проекции, оснащенная по последнему слову циркового искусства арена, диаметр которой, к слову – 18 метров (для сравнения – это высота 6-этажного дома). Высота же самой арены – 23 метра, а площадь циркового комплекса равна 30 000 кв.м.

Как добраться:

До остановки «Цирк» на 19 автобусе или любым видом транспорта до Московского вокзала и от него – пешком в сторону Оки. Идти недолго, да и на старую канавинскую застройку полюбуетесь – с одной стороны, ничего примечательного, с другой – все-таки дух старого Нижнего.

фото цирк
Самая длинная канатная дорога

Канатная дорога в Нижнем Новгороде открылась в ноябре 2011 года, и тут же попала в несколько списков с пометкой «самая».

Она не только самая длинная в Европе среди канатных дорог, использующихся в качестве общественного транспорта – 3 661м, она ещё и самая высокая – 95м с перепадом высот до 57м, кроме того, это единственная в мире дорога, имеющая такой большой безопорный пролёт над водной поверхностью — 800 метров.

Ах, да, наша канатная дорога ещё и единственная в мире соединяет 2 города – Нижний Новгород и Бор.

К этим сухим характеристикам можно присовокупить изумительные виды Стрелки с ракурсов, которые доселе были доступны только счастливым обладателям персональных вертолетов. А это зрелище захватывающее, поверьте нам на слово.

Как добраться:

В Нижнем Новгороде: любым видом транспорта до остановки площадь Сенная. Станция канатной дороги Нижегородская расположена неподалеку от Соборной Мечети, так что ориентируйтесь на неё. Найдете Мечеть – найдете и станцию. На Бору: любым видом транспорта до остановки Рынок, дальше – пешком по улице Ленина до станции канатной дороги Борская.

фото канатная дорога
Самая высокая Волжская набережная

Верхневолжская набережная, соединяющая центральную площадь города с площадью Сенной, проложена по высокому берегу Волги. И именно в Нижнем правый берег возвышается над Волгой более, чем на 80 метров.

Ни один из волжских городов не может похвастаться такой высотой и такой великолепной панорамой, открывающейся со смотровых площадок набережной.

Как добраться:

Любым видом транспорта – до остановок площадь Минина и Пожарского или площадь Сенная.

фото набережная
Самая длинная лестница

Наша Чкаловская лестница действительно самая длинна на всем постсоветском пространстве. Даже знаменитая Потемкинская в Одессе кажется в сравнении с ней чуть ли не ущербной: перепад высот почти в 2 раза меньше.

К тому же у нашей довольно интересная история: председатель горисполкома Шульпин хлопотал с масштабным и смелым проектом строительства гигантской лестницы ещё с 1939 года и вот, в 1943 (!) Москва, наконец, дала ему добро.

Если бы он знал тогда, чего ему это будет стоить! Лестница, стоившая государству, находящемуся на военном положении, 7 миллионов рублей и строившаяся пленными немцами, была закончена в 1949 году. К этому времени Шульпина уже успели обвинить в растратах и сослать в лагеря. Вот такая непростая история.

Зато какая лестница! Два её кольца, образующие восьмерку, давно стали узнаваемым брендом Нижнего. В лестнице 560 ступенек – ни больше, ни меньше: многие нижегородцы их считали, и всегда получались разные цифры, эта – официальная. Лестница протянулась от памятника Валерию Чкалову к Катеру-герою, соединяя Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные.

Как добраться:

Любоваться лестницей лучше с Нижне-Волжской набережной или с прогулочных катеров, которые летом ходят по Волге в избытке. Добраться же до самой лестницы можно, доехав любым видом транспорта до площади Минина или до остановки Скоба.

фото чкаловская лестница
Самый современный планетарий

Пусть наш планетарий, открывшийся в 1948 году, и не был в стране самым первым, зато сейчас он точно является самым современным и хорошо оборудованным в России.

Сегодня это большой развлекательный и исследовательский центр, главный зал которого оборудован системой проекторов Argus Planetarium – единственным в своем роде российским аналогом западных проекционных систем.

Большинство программ планетария носит не привычный лекторный характер, а представляют собой хорошо смонтированные и заранее озвученные фильмы, которые максимально погружают посетителей в мир космоса.

Планетарий также располагает цифровым телескопом и единственным в стране доступным для гражданского населения тренажером для стыковки космических кораблей.

Как добраться:

Современный нижегородский планетарий располагается на левом, низком берегу Оки, рядом с Нижегородским цирком. Так что добраться до него можно так же, как и до Цирка: до остановки «Цирк» на 19 автобусе или любым видом транспорта до Московского вокзала и от него – пешком в сторону Оки.

фото планетарий
Самая большая станция метро

Сам по себе нижегородский метрополитен достопримечательностью можно назвать с натяжкой: расположенные неглубоко под землей полторы ветки и простые станции, лишенные всяких декоративных излишеств. Кроме одной. Кроме станции «Московская».

Эта станция отделана белым и алым мрамором, узор которого представляет собой зубцы Московского Кремля. Освещается станция яркими цилиндрическими светильниками, расположенными на квадратных колоннах – по три с каждой стороны.

Кроме того, станция эта, залегающая прямо под Московским вокзалом, является уникальной для всех российских метрополитенов. В одном зале здесь располагаются платформы сразу двух линий метро – это четыре пути, то есть станция является самой широкой станцией в России.

Правда, центральные пути пока не используются – ожидают строительства станции в районе Стрелки. Ожидают уже долго, и ещё столько же прождут. В конце концов, это Нижний — родина шутки про «бесконечно можно смотреть на 3 вещи: на огонь, на воду и на то, как строится метромост».

Родилась она ещё в тяжелые, мучительно долгие времена мостостроительства. Теперь они позади и Нижний с удовльствуем пользует все блага первой нагорной станции — «Горьковской».

Как добраться:

Любым видом транспорта до остановки Московский вокзал или по любой ветке метро до станции Московская.

фото метро
Самый первый трамвай

На самом деле нет. Это легенда, культивируемая нижегородскими патриотами. Первый трамвай был пущен в Петербурге, в рамках экспериментов с электричеством русского изобретателя Пироцкого ещё в 1880 году. Тогда, однако, монополисты рельсовой конки (рельсового транспорта, передвигаемого лошадьми), быстренько все эти исследования свернули, побоявшись потерять своё место на рынке.

Вторая, удачная попытка, действительно увенчавшаяся открытием рабочей трамвайной линии, была осуществлена в 1892 году в Киеве инженером Струве.

И вот только после этого, в третью очередь, трамвай был пущен в Нижнем. Хотя, если не придираться к мелочам, первый трамвай на территориях, принадлежащих современной России, был пущен именно у нас.

В связи с чем у нас в городе имеется замечательный музей электротранспорта, а по улицам нижнего ходит трамвай-кафе, в котором можно отлично отдохнуть, прокатившись в компании друзей по улицам старого Нижнего.

Как добраться:

До Музея Городского Электротранспорта можно добраться, как и можно было ожидать, на электротранспорте – трамвае или троллейбусе до остановки «Трамвайное Депо №1». Но можно, конечно, и на любом другом виде транспорта – музей расположен по адресу Нижний Новгород, улица Ивлиева, дом 1.

фото трамвай
Самый длинный трамплин

Самый длинный в России трамплин – 124 метра! — находится, опять же, в Нижнем Новгороде. Точнее, находился до 2006 года. Тогда наш многострадальный (уже к тому времени) трамплин закрыли на реконструкцию, на ней он по сей день и пребывает.

Правда, проект новой трамплинной зоны уже в разработке. Предположительно, в ближайшие n-лет у нас на Гребном канале появятся: три трамплина К-125, К-95 и К-60, 15-тысячные трибуны, лыжная трасса длиной в 5 км, а также помещения для местной СДЮСШОР по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью.

Мы, как всегда, надеемся на лучшее и ждем. Пока же и сам старый трамплин являет собой зрелище вполне впечатляющее, так что будете в Нижнем – не поленитесь посмотреть.

Как добраться:

Попасть к трамплину можно с Верхне-Волжской набережной или Сенной площади (любым видом транспорта до остановки площадь Сенная), а любоваться, собственно, самой панорамой лучше всего с канатной дороги или Нижне-Волжской набережной (любым видом транспорта до остановки Скоба и дальше пешком в сторону Гребного канала).

фото трамплин
Самый первый университет

В СССР. Самый первый университет в СССР открылся как раз в Нижнем Новгороде. С чем связан такой вираж истории, никто точно сказать не может – возможно, только что лишившийся государя Петербург и только что обретшая Ленина Москва для этого не совсем подошли. Но все это домыслы. А мы о фактах.

А факт вот в чем: Нижегородский Университет был открыт в 1916 году как один из трех (!) российских Народных Университетов и первое в Нижнем Новгороде высшее учебное заведение.

А уже спустя пару лет, в год Великой Октябрьской, когда в Нижний прибыли эвакуированные из Польши сельскохозяйственный и политехнический институты, происходит слияние трех этих структур.

Получившееся в итоге заведение получает статус государственного и официально становится первым в СССР Университетом – ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
Самый старый и самый первый корпус нашего университета располагается на пешеходной улице Большой Покровской, 37. Первоначально в этом помещался физико-математический факультет, теперь оно полностью отдано гуманитариям.

Будете на центральной улице – обратите внимание на это красивое бело-голубое трехэтажное здание за кованым забором, ведь именно оно приютило первый в СССР государственный университет.

Как добраться:

Любым видом транспорта до остановки площадь Горького или любой другой по соседству с улицей Большая Покровская.