Ученые ВШЭ написали «возрастные портреты» профобразования взрослых в разных сферах

1IMG_4226

Специалисты Института образования НИУ «Высшая школа экономики» проанализировали возрастную структуру обучения персонала в России. Эксперты изучили, в каких возрастных группах наиболее активно реализуются программы дополнительного образования. Из материалов исследования, опубликованных в очередном выпуске серии аналитических докладов «Факты образования», следует, что различные отрасли экономики и сферы занятости делают ставку на обучение разных возрастных групп.

Одни наиболее активно воплощают в жизнь идеи допобразования молодежи, по сути – выпускников вузов, другие вынуждены быть «сфокусированы» на сотрудниках зрелого возраста.

«Если обратиться к картине в целом, то мы увидим, что чаще всего повышают квалификацию сотрудники в возрастной группе 25 – 39 лет, и это логично, потому что это расцвет трудового, карьерного потенциала. Но есть сферы, где лидируют сотрудники более старшего возраста. Это образование, оптовая и розничная торговля, близко к ним здравоохранение», – рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Фрумин Исак Давидович. Если в торговле это объясняется малой привлекательностью данной отрасли для молодежи, то в госсекторе, куда входят и образование, и медицина, главную роль играют нормативы, которые предписывают постоянно повышать уровень компетенций.

Однако, для всех сфер и отраслей характерно резкое снижение охвата образованием после 50 лет. Это становится основанием для снижения доходов работающих лиц старшего возраста, постепенного исключения их из общественного воспроизводства и процесса распределения материальных благ. В целом ряде сфер зафиксирован относительно равномерный характер обучения по возрастным группам. В их числе – «Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг», «Ремонт бытовой техники», «Гостиницы и рестораны». Для этих отраслей характерно и обучение на рабочем месте.

Самые активные отрасли экономики отличаются «молодым» дополнительным образованием. Здесь дополнительное образование и обучение чаще всего получают сотрудники в возрастной группе 25 – 29 лет. Это добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь. Возрастной рекорд принадлежит финансовой сфере, в рамках которой дополнительное обучение активнее всего проходят в возрасте до 25 лет. Руководитель исследования – главный эксперт Центра исследования среднего профессионального образования Института образования ВШЭ Илья Коршунов объясняет этот «рекорд» интересом молодежи к данной отрасли в целом, а также необходимостью владения IT- навыками на достаточно высоком уровне.

В России в принципе довольно высокий охват молодежи до 25 лет, вовлеченной в программы дополнительного образования, отмечают авторы исследования. Они приходят к выводу, что предприятия, занятые в наиболее активных сферах, нуждаются в специальных адаптационных программах для полноценного вхождения молодых работников в трудовые коллективы. «Получается, что молодой специалист, который только что окончил вуз, сразу же нуждается в том, чтобы высокотехнологическая отрасль дополнительно обучала его «под себя». Получается, что эти экономически активные отрасли не вполне удовлетворены тем, как готовит для них специалистов система высшего образования. Нужно обратить внимание на эту проблему», – считают авторы исследования.

Эти и другие актуальные, острые, порою – скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.